|
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствующим образом подготовиться:
|
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ |
Схема анализа музыкального занятия |
Содержание производственной практики
Задание 1. Анализ планирования ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей Выполнение задания. Обучающемуся необходимо проанализировать планы базового ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по музыкальному воспитанию и развитию детей: перспективный план - на год, календарный план - на месяц. (Приложение 1) Отчетная документация: анализ годового планирования по музыкальному воспитанию и развитию детей |
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. |
Игра «Снеговики и снежинки» Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии. Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф. Гершовой, «Чешская полька»; пианино, металлофон или аккордеон. I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня Зимней тематики. II вид. «Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса - кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок». III вид. Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме. |
Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида: 1. Спокойное музицирование. 2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий. 3. Игры, построенные по типу хороводных [1] См.: Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. – М., 2000 – С.169. |
Знакомство детей старшей группы с музыкальными произведениями. Процесс знакомства детей старших групп с музыкальными произведениями также включает три этапа. На примере русской народной песни «Земелюшка-чернозем» в обработке А. Лядова рассмотрим методику слушания музыки в ходе четырех музыкальных занятий. 1-е занятие Педагог. Дети, вы заметили, как тепло стало на дворе? Солнце греет сильнее. Наступила весна, а за ней придет лето. Я вам спою русскую народную песню «Земелюшка-чернозем». Послушайте. (Исполняет песню.) С приходом весны распустила березка листочки, зазеленела под березкой травонька, расцвели на ней цветики. Пришли дети на лужок, стали водить хоровод, петь песни, рвать цветы и плести венки. (Исполняет песню еще раз.) 2-е занятие Педагог. Дети, послушайте песню «Земелюшка-чернозем». (Исполняет.) Пришли дети на лужок, стали петь, ласково все называть: березка, земелюшка, травонька, цветики. И музыка звучит нежно. Послушайте! (Играет лишь инструментальное сопровождение песни.) Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем поется в песне?» (Выслушивает ответы детей, задает вопросы.) 3-е занятие Педагог. Сейчас я узнаю, кто из вас умеет хорошо слушать музыку. (Играет мелодию песни.) Как называется эта музыка? (Выслушивает ответы детей и уточняет.) Это песня. Она называется «Земелюшка-чернозем». Послушайте, я ее вам спою, и скажите, как звучит песня, какой у нее характер? (Поет, выслушивает и уточняет ответы детей. 4-е занятие Педагог играет две последние фразы песни. Педагог. Дети, что я играла? (Выслушивает ответы, уточняет их и исполняет песню целиком.) |
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязные между собой темы: «Какие чувства передает музыка»? (характеристика эмоционально-образного содержания), «О чем рассказывает музыка»? (о выразительных и изобразительных особенностях музыки), «Как рассказывает музыка»? (характеристика средств музыкальной выразительности). Эти темы используются не поочередно, а наслаиваются одна на другую на каждом последующем занятии. При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различить настроение, чувства, выраженные в музыке. |